Яндекс цитирования Rambler's Top100

Болонская конвенция в России. Мы станем ближе к Европе, но лишимся талантов

Еще в 2003 году на конференции в Берлине министры образования европейских стран проголосовали за присоединение России к Болонской конвенции. В 2010 году дипломы российских вузов станут конкурентоспособными на мировом рынке. Однако прежде нам придется изменить нашу систему образования, и эти изменения уже начались.

Болонская конвенция появилась на свет в 1998 году, сейчас под ней стоят подписи представителей 45 государств. Каждый из новичков берет на себя обязательство ввести единый учебный стандарт: 12-летнее школьное образование, разделение высшего образования на две ступени и научная деятельность в аспирантуре с получением одной-единственной научной степени - доктора. Кроме того, подписантов обязывают ввести единую систему оценок - так называемые академические кредиты ECTS: за каждый семестр учащийся должен набрать определенное число баллов, которые складываются из посещения лекций и семинаров, контрольных работ и научных изысканий. Чтобы подстроиться под все стандарты, нашей стране предстоит пройти еще долгий путь, но два главных изменения уже произошли. С 1 сентября введено всеобщее обязательное 11-летнее среднее образование (которое в перспективе должно стать 12-летним), а Госдума в первые недели новой сессии должна принять закон о разделении вузов на две ступени, пишет Ньюсвик.

«Это решение важно для нашей страны - это знак интеграции России в Европу, - заявил председатель комитета Госдумы по образованию и науке Александр Шишлов в интервью радио «Маяк». - Важно и для высшей школы России, для студентов и преподавателей, для тех, кто хочет, чтобы наше образование было достойным XXI века, чтобы оно продолжало традиции российского фундаментального высшего образования».

Действительно, если вы окажетесь за границей, у вас уже не будет необходимости в стажировках и пересдаче экзаменов: все дипломы будут иметь единый образец. Болонское соглашение означает увеличение мобильности студентов и преподавателей. Во время учебы можно будет беспрепятственно изменять страну или университет. То есть с 2010 года совершенно не обязательно учиться в одном вузе: какие-то дисциплины можно изучить, например, во Франции, какие-то в Германии, какие-то в Англии, после чего в одном из университетов получить диплом с европейским вкладышем. Единый европейский диплом упрощает трудоустройство наших граждан за границей, и это один из главных плюсов Болонского процесса, сообщает mediaport.info

Кроме свободы выбора вуза новая система дает свободу выбора собственно курса. Сейчас студенты учатся по заранее известному расписанию, утвержденному учебной частью. Студенты бакалавриата и магистратуры составляют себе расписание сами. Один абитуриент, например, в будущем хочет работать в банке - поступив в финансовый вуз, он с чистой совестью игнорирует курс по биржевой аналитике и все силы отдает бухгалтерскому практикуму. Его сокурсник намерен в будущем попрактиковаться в каком-нибудь аукционном доме - тут ему пригодятся и стандартное искусствоведение, и несколько курсов, скажем, по экономике или пиару. Занятия совершенно необязательно выбирать на своем же факультете и по своей узкой специальности - лишь бы в сумме набиралось достаточное для перехода на следующий курс количество баллов. Если по итогам трех лет обучения студент набрал по профильным предметам нужное для поступления в магистратуру число баллов, он может продолжить образование.

На российском рынке потребность в таких переменах назрела давно: для карьеры дорог каждый год. Татьяна Ананьева, руководитель департамента по набору молодых специалистов кадровой компании «Агентство Контакт», уверена: чем позже человек включается в рабочий процесс, тем менее успешен он будет. «Сегодняшняя тенденция - очень серьезное омоложение бизнеса, - рассказывает Ананьева. - Бизнес заинтересован не в том, чтобы человек как можно дольше оставался на студенческой скамье и получал кучу образований, а в том, чтобы он как можно раньше начинал работать и встраиваться в логику компании».

В этом болонская система, конечно же, удобнее нашего традиционного образования. Она позволит большему количеству людей раньше заниматься делом. По данным Минобразования, в России учатся и одновременно работают почти 50% студентов. Так что система даст возможность не очень заинтересованным в академической карьере третьекурсникам спокойно идти работать - не отпрашиваясь пару раз в неделю на семинары, которые «уж совсем нельзя пропускать», и не готовясь по ночам к сессиям в ущерб службе.

Ожидается, что присоединение к Болонской конвенции пойдет на пользу не только рядовым россиянам, которые смогут учиться и работать в европейских странах, но и государству, чей бюджет увеличится за счет доходов от открытого рынка образования, если на учебу в российские вузы будут приезжать граждане других государств. Это вполне вероятно, учитывая довольно низкую стоимость получения высшего образования в России по сравнению с США и Западной Европой.

Правда, российская профессорская среда в большинстве своем не готова к болонской революции: она не любит работающих студентов-платников и не хочет отказываться от привычной системы образования. К примеру, ректор МГУ Виктор Садовничий неоднократно высказывался против принятия болонской системы. Помимо того, что Садовничий рассматривает образование скорее как область культуры, чем область экономики, даже с прагматической точки зрения, по мнению ректора, за 3-4 года, отпущенные на бакалавриат, большинство российских вузов не успеют выучить квалифицированных специалистов. Этого мнения придерживаются и некоторые западные вузы. Например, в Санкт-Галленском университете в Швейцарии, который первым в Европе перешел на новую систему, большинство профессоров и доцентов открыто говорят, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. По мнению преподавателей, «познание сведено к охоте за баллами».

Доктор социологических наук Елена Мирская, занимающаяся социологией науки в РАН, считает, что болонская модель, может, и хороша, но не в нашей действительности. «На Западе вся жизнь другая: они по-другому учатся и начинают планировать свою жизнь уже на уровне 9-10-го класса. То есть у них нацеливаются кто на дальнейшее образование, кто на практику в среднем гораздо раньше, чем у нас, - уверена Мирская. - Но у нас другие установки, мы все равно будем считать бакалавров дипломированными неучами».

Есть и еще одна проблема. По мнению экспертов, музыкальные, театральные и балетные училища не могут работать по правилам Болонской конвенции так, как это делают университеты и институты. «Видите ли, неприемлема вот какая часть. Бакалавра студент получает по примитивной программе после третьего курса вуза, после чего на магистратуру бесплатно могут претендовать 10, максимум 15 процентов бакалавров, а все остальное уже переводится на платное обучение, - заявила преподаватель Московской Консерватории Елена Сорокина в интервью радио «Свобода». -   Нас это не устраивает. Потому что, если говорить по существу и сравнивать мировой уровень бакалавриата, то мы принимаем уже бакалавров. Поэтому здесь надо подходить с другими мерками и ставить наших третьекурсников перед невозможностью продолжать обучение. Это преступление».

Еще более жесткой позиции придерживается ректор Московской Консерватории Тигран Алиханов: «Мы будем всячески сопротивляться всякому уродству, которое пытаются произвести с нашим музыкальным образованием, ибо наше музыкальное образование действительно показало, и это не мое утверждение, а оно исторически показало, что оно особое и наиболее плодотворное. Решение влиться в болонский процесс принято не нами, как вы знаете. И наша задача не то, чтобы приспособиться к этому болонскому процессу, а наоборот, приспособить болонский процесс и болонскую декларацию, в которую мы, может быть, против своей воли оказались втянуты, к нашей, сугубо российской и, как нам кажется, достаточно правильной системе образования».

Материал подготовлен службой информации Point.ru

Рекомендовать! 0 рекомендаций
Напечатать Вставить в блог Bookmark and Share
04.09.2007
Болонская конвенция в России. Мы станем ближе к Европе, но лишимся талантов
Еще в 2003 году на конференции в Берлине министры образования европейских стран проголосовали за присоединение России к Болонской конвенции.

IDR.RU

REDTRAM

Загрузка ...
 

MarketGid

SELECTORNEWS